Данную тему можно было бы добавить в раздел о человеке(антропология)или практической биологии-химии(физиология нашего тела). Но их нет, увы.
Дыхание является одним из главных и важнейших , не отделимых друг от друга физиологических процессов в организме живого существа. Оно происходит автоматически, но поддается регуляции и может проходить в различных режимах - глубоком и поверхностном дыхании. Поскольку режим дыхания вследствие чрезвычайной важности этого процесса сильно влияет на все прочие физиологические процессы и, таким образом, на состояние человеческого сознания и интеллекта, предлагается здесь обсудить оба режима дыхания живого существа, т.е., в данном случае, человека, привести аргументы и собственные наблюдения на этот счет.
Аргумент в пользу глубокого дыхания - при глубоком дыхании с задержками происходит правильный обмен важного(более важного, чем кислород)углекислого газа в организме:
http://zenslim.ru/content/Углекислый-газ-важнее-кислорода-для-жизни
В учении йоги дыханию отводится особое место. Практикуются различные дыхательные упражнения для развития легких, расширения грудной клетки и пр. Практикуется глубокое дыхание с задержками..Добавлено (07.06.2016, 22:28)
---------------------------------------------
Естественно, чтт данные материал и обсуждение предлагаются чисто с практической точки зрения, с целью помочь студентам сего Института повысить качество их жизни и дать какие-то дополнительные инструменты для саморазвития.
Постоянная регуляция режима дыхания(перевод его в более полезный и закрепление привычки дышать определенным образом) и осознавание дыхания(своеобразное самонаблюдение) ведут к развитию общей осознанности, стабилизации деятельности ума и нервной, а также других систем организма. Насчет первого(осознанности) Будда 2,5 тысячи лет назад говорил следующее(Сатипаттхана-сутта):Цитата
I. Созерцание тела
1. (Памятование о дыхании)
И каким образом живет монах, отслеживая тело само по себе?
При этом монах уходит в лес, под крону дерева, или в пустое жилище, садится, скрестив ноги, держит тело прямо и устанавливает памятование возле рта. Только памятуя он вдыхает, и памятуя он выдыхает.
Делая длительный вдох, он распознает, что делает длительный вдох;
делая длительный выдох, он распознает, что делает длительный выдох;
делая короткий вдох, он распознает, что делает короткий вдох;
делая короткий выдох, он распознает, что делает короткий выдох.
Он тренируется вдыхать, восприимчивый ко всему телу,
и выдыхать, восприимчивый ко всему телу.
Он тренируется вдыхать, успокаивая телесное конструирование,
и выдыхать, успокаивая телесное конструирование.
Как опытный гончар или его подмастерье,
делая большой оборот, распознает, что он делает большой оборот, или,
делая малый оборот, распознает, что он делает малый оборот,
так и монах,
делая длительный вдох, распознает, что он делает длительный вдох;
делая длительный выдох, он распознает, что делает длительный выдох;
делая короткий вдох, он распознает, что делает короткий вдох;
делая короткий выдох, он распознает, что делает короткий выдох.
Он тренируется вдыхать, восприимчивый ко всему телу,
и выдыхать, восприимчивый ко всему телу.
Он тренируется вдыхать, успокаивая телесное конструирование,
и выдыхать, успокаивая телесное конструирование.
Таким образом он отслеживает тело само по себе внутренне,
либо он отслеживает тело само по себе внешне,
либо он отслеживает тело само по себе внутренне и внешне.
Он отслеживает факторы возникновения в теле,
либо он отслеживает факторы исчезновения в теле,
либо он отслеживает факторы возникновения и исчезновения в теле.
Либо его памятование соотносится с мыслью "Есть тело" по мере необходимости, только ради знания и памятования, и он живет, ни на что не опираясь,и ничто в мире не присваивает.
И таким образом монах отслеживает тело само по себе.