Возможно, лучший институт в этой части Универсума!
Главное меню
  • Страница 1 из 1
  • 1
Модератор форума: GigoBug  
Суфизм.
Сиддхартха_Гаутамович_ШакДата: Среда, 15.06.2016, 19:22 | Сообщение # 1
Группа: Студенты
Ранг: «Правая Рука Бога»
Сообщения: «218»
не в сети







Суфизм - это мистико-аскетическое направление в исламе, своеобразные исламские монахи.
Появление суфизма было связано с реакцией ревностных поборников чистоты ислама на его извращение халифами и их приближенными. Сам Мухаммед к аскетизму и монашеству не призывал, но относился с уважением к аскетам. Первые общины суфиев появились в Ираке и Сирии в начале VIII в., затем быстро распространились повсюду от Испании до Индии. Вначале суфии вызывали настороженное к себе отношение и даже преследование властей, однако с течением времени к суфиям привыкли. B X-XI вв. суфизм приобретает характер мощного народного и интеллектуально-культурного движения.
Слово «суф» арабского происхождения и означает «грубая шерсть». Из этой шерсти делается одежда, бурнус, который как диплом вручается выпускникам суфийских школ. Суфиев называли дервишами, т.е. нищими, поскольку они презирали богатство, считая, что только аскеза поможет освободиться отличного существования и слиться с Богом. Этот путь духовного познания — тарикат — включает в себя ряд ступеней совершенствования: покаяние, осмотрительность, воздержание, аскетический образ жизни и др. Последней ступенью была макама, т.е. покорность, поднявшись на которую суфий подходит к последней стадии совершенствования, на которой происходит полное слияние с Богом. Суфии отрицают прошлое и будущее, рай и ад. Бог — единственная реальность, а мир — это видимость. Человек — это частица божественною, поэтому он должен стремиться к слиянию с Богом. Эти положения противоречат ортодоксальному исламу и осуждаются им. Ритуалам и установленным формам богопочитания суфии противопоставляют этическое благочестие, воплощенное в сакрализо- ванном понятии любви.
Суфизм был вызван к жизни конкретными обстоятельствами развития мусульманского общества, однако у его истоков наряду с догмами Корана стояли и другие учения: неоплатонизм Плотина, буддизм, христианский аскетизм.
В суфизме существует множество дервишских орденов, различающихся методами достижения слияния с Аллахом — тарикатами. Однако все они имеют строго налаженную иерархическую структуру, во главе которой стоят почитаемые святые отцы: муршиды, шейхи, пиры. Каждый желающий следовать по пути суфия — мюрид (ищущий) должен избрать себе духовного наставника — мур- шида (наставник, руководитель). Самостоятельно пройти тарикат невозможно, это может привести к потере здоровья, разума и самой жизни. Ученик должен беспрекословно повиноваться своему наставнику во всех мелочах, а не только в религиозных делах. Благодаря этому требованию суфийские ордена могли в случае необходимости превращаться в мощные боевые отряды, способные сплотить вокруг себя широкие слои мусульман.
В суфизме появляется несвойственный ортодоксальному исламу культ святых, к которому причислялись шейхи суфийских орденов, отличавшиеся склонностью к видениям и экзальтации и обладавшие абсолютным авторитетом и неограниченной властью. Когда в XI в. ортодоксальный ислам сблизился с умеренными течениями суннизма, институт святых — вали — был признан официально. Вскоре культ святых распространился по всему исламскому миру.
Из числа суфиев вышло немало писателей, поэтов, философов, ученых: Ибн Аль-Араби, Аль-Газали, Ибн-Сина, Аль-Хасан Аль- Басри и многие другие. Суфизм оказал большое влияние на духовную культуру мусульманского мира, на его творческую научную мысль, философию, литературу, поэзию.

Добавлено (15.06.2016, 23:22)
---------------------------------------------
Суфизм. Философия. Четыре ступени познания и четыре формы познания.

В учении мистических орденов суфизма выделяется место и для гносеологии и гностицизма, и в первой суфии выделяют четыре формы познания, во второй - четыре ступени познания. И те, и другие тесно связаны.

Четыре формы познания реальности.
Всего выделяется четыре формы, четыре способа познания, каждый из которых символически сравнивается с одной из четырех жидкостей.
Первая форма - восприятие умом и органами чувств. Самая обычная, первая форма познания, которой, впрочем, отчасти лишены многие люди или не имеют возможности пользоваться ею сполна. Из нее выросла наука, и без нее невозможна жизнь. Эта форма познания сравнивается с прозрачной водой. Ей соответствует и своя ступень познания, называемая шариатом. Шариат (от аллах-акбарского арабского شريعة)- собрание божественных заповедей и исламских законов, ниспосланное людям Всевышним Аллахом через пророков. Основа шариата – «илм» (божественное знание), практика и вера, Если эти три составные объединятся, они приведут человека на путь, приближающий к Аллаху. На эту ступень встает человек, проявивший стремление познать Бога, встает на путь истины - и эта ступень, в принципе, прослеживается у любого, как религиозного, так и нерелигиозного, человека на пути.
Вторая форма познания - интуитивная. Главную роль здесь играют воображение человека, умение ловить отголоски иных миров в сознании и облекать их в слова, образы, звуки, цвет. Понятно, что именно из этой формы познания вырастает дерево искусства, литературы и вообще мыш­ления. Символом интуитивного по­знания служит молоко — жидкость более питательная, чем вода.Этой форме познания соответствует этап, ступень, называемая тарикатом, т.е. путем(вспоминаем "дао", имеющее похожее значение). На втором этапе индивид посредством аскетизма призван отречься от своего «я» и всецело посвятить себя служению Богу. Тарикат имеет три вида:айар, так сказать, молитвенный; абрар - стремление к нравственному и духовному очищению общества; шуттар - его последователи внимание уделяют медитативной практике погружения в транс, "опьянения божественной любовью".
Третья форма познания - изучение опыта пророков и всяческих авторитетов суфизма. Символом служит еще более питательный мед. Соответствующая ступень познания - марифат(познание), на котором подвижник осознает тленность мира перед Вечностью Бога, а также единство всего а Аллахе, осознание того, что Ему служат последователи всех религий.
Четвертая форма познания - высшая. Она подразумевает прямое переживание реальности без оценок и интерпретаций, не через органы чувств, не через ум или интуицию. Символом ей служит вино, вино, которое так воспевал поэт и мистик Омар Хайям:

Цитата
Перед Адамом он склонился б двести раз.
------------------------------------
Мы в память о Возлюбленном, о Нём,Его вино с благоговеньем пьем.Оно рождало в нас восторг, ещё когдаНе сотворил Господь ни лозы, ни вина.Соответствующая этой форме ступень называется хагигатом, то бишь истиной. Этот этап - завершающий, на нем происходит слияние ставшего на третьей ступени арифом(познавшим) суфием с Богом, т.е. происходит т.н. просветление(в других учениях это:теозис, мокша, пробуждение, озарение и др.). Гнозис.

Философия суфизма.
Из-за необычного для мусульманской традиции характера философии ее эзотерического учения тасаввуф(суфизм) часто называют еретическим заблужжением - суфизм некоторые востоковеды даже считают не пренадлежащим исламу и даже выделяют суфизм буддийский, христианский, иудейский и мусульманский. Последнее, в принципе, верно, если мы будем исходить из значения слов "суфий", т.е. человека в овечьем рубище, и "дервиш", т.е. странствующий подвижник, этакий мусульманский монах."Дервиш" в переводе с арабского означает "странник, бродяга". Т.е. суфий-дервиш представляет из себя странствующего аскета из какого-либо суфийского ордена, подвижника, подобных которому можно найти в последователях многих эзотерических учений - это католические и православные страствующие монахи-подвижники, анахореты и исихасты; это аскеты йогины, какие-нибудь буддисты и индусы, медитирующие в пещерах; возможно, какие-нибудь иудеи-каббалисты, ну и, собственно суфии, дервиши, презирающие богатство и странствующие, практикующие(о медитативных техниках суфизма будет рассказано позже), дабы достичь состояния Совершенного Человека(может, это выражение у них появилось от зороастрийского Сверхчеловека Ницше?), в котором, по мнению суфиев, только и возможно познание Бога и воссоединение с ним.
Но вообще, конечно, суфизм возник в исламе и имеет свои корни там же.
Так вот, философия тасаввуф настолько сильно напоминает йогическую, буддийскую и индийскую, что, в принципе, сам тасаввуф выходит за рамки чисто догматического, шариатского ислама.
Одним из ярких представителей суфизма является философ Ибн ал Араби (1165-1240), долгое время живший в мусульманской Испании. Он написал крупный трактат «Мекканские откровения», в котором предлагает концепцию единобытия. Согласно ей, существует три вида сущего:1. То, что существует само по себе и является источником всех вещей – Абсолютное Бытие, или Бог.2. То, что существует через Абсолютное Бытие и без Него, превращается в небытие – ограниченное бытие, или тварный чувственно постигаемый мир.3. То, что объединяет в себе оба предшествующих вида бытия – реальность реальностей (джинс ал-аджанс
). Последнее понятие выражает универсальность реальности. Это есть эйдосы мироздания, его аспект, умопостигаемый в идеях. Именно с помощью прообразов – эйдосов – Бог сотворил мир. Постижение эйдосов доступно лишь Совершенному Человеку.

Приятного освобождения.
Мои награды:
загрузка наград ...
 
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск: